рус
қаз
eng

  • slidebg1
  • slidebg2
  • slidebg3

Как избежать включения в реестр недобросовестных участников государственных закупок

 

Признание потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок и включение его в реестр

 

            Реестр недобросовестных участников государственных закупок – звучит страшно для любого предпринимателя, но это при одном условии, если вы действительно недобросовестный субъект. Для добросовестного предпринимателя есть множество способов избежать включения в реестр при умелом применении действующего законодательства о государственных закупках и знании своих прав.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона о госзакупках в реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

1) поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;

2) потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Из анализа статьи 12 Закона следует, что законодатель возлагает обязанность на заказчика не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком обратиться в этот же срок в суд с иском с соблюдением всех норм гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

Данное требование Закона носит императивный характер, не соблюдение сроков обращения в суд с иском влечет отказ в иске.

То есть, проще говоря, в случае если Заказчик в лице государственного органа или иного субъекта государственных закупок не подал исковое заявление о включении Вас в список недобросовестных участников государственных закупок, то данное обстоятельство является безусловным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

 

Рассмотрим другой случай. В случае если Вы стали победителем в государственных закупках, заключили договор о государственных закупках, начали выполнение работ по заключенному договору, но по каким-либо обстоятельствам не смогли выполнить свои обязательства по договору в срок, в связи с чем Заказчик подает на Вашу организацию исковое заявление в суд о признании недобросовестным участником госзакупок. Возникает вопрос что делать? В случае если речь идет о строительных работах, то возможны случаи, когда Заказчик не смог обеспечить предоставление оформленного участка для начала строительства, таким образом, несвоевременно было начато строительство, для «подстраховки» необходимо писать в адрес Заказчика письма об устранении нарушений. В ходе строительных работ могут возникать ситуации когда необходимо произвести замену материалов и работ которые были заложены в проектно-сметной документации в связи с тем что строительные материалы не могут быть использованы при выполнении работ, в связи с чем возникает вопрос к проектной организации о согласовании замены материалов и внесения изменений в проектно-сметную документацию. На это уходит время и для этого нужно подкрепляться доказательствами в виде соответствующей переписки с проектной организацией, позволяющей фиксировать сроки отправки писем и получения соответствующих ответов на них, что дает Вам дополнительные «козыри» в суде при защите Ваших интересов, так как в случае просрочки в выполнении обязательств по договору о государственных закупках Вы можете оправдать свою просрочку имеющимися письменными доказательствами. В соответствии с п.5 нормативного постановления Верховного суда РК от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках» судам при рассмотрении исков о признании поставщиков ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по договорам государственных закупок необходимо принимать во внимание вину поставщика как основание гражданско-правовой ответственности в соответствии со ст. 359 ГК РК, а также наступившие негативные последствия для заказчика, исходя из критериев справедливости и разумности согласно части 6 ст. 6 ГПК РК. Под негативными последствиями следует понимать причинение стороне договора такого ущерба, что она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Таким образом, если Ваши действия не образуют виновных действий с Вашей стороны и отсутствует ущерб, причиненный государственным интересам в связи с чем отсутствуют основания для признания Вашей организации недобросовестным участником государственных закупок.

 

← Назад